Loading
 

Сказкотерапия

 

 

 

Понятие сказкотерапия для русского языка и человека довольно ново. И так как термин еще не устоявшийся,  вызывает различные ассоциации у специалистов. У одних с лечением сказками, у других – с приемом коррекционной работы, у третьих – со способом передачи жизненного опыта и знаний.
 
В некотором смысле, сказкотерапия является процессом создания связей между событиями в сказке и поведением в реальности, переноса в реальную жизнь сказочного смысла. Именно для коррекции поведения ребенка часто прибегают к терапии с помощью вымышленной истории, которую можно применять практически с самого рождения малыша.
 
Нашими предками данный способ терапии использовался неосознанно: через вымышленную историю малышу передавался жизненный опыт, традиции и обычаи, принципы и нормы морали. В таких случаях сказка выполняла функции, подобные колыбельным для детей. Что же касается современной сказкотерапии, то ее задачей является не только развитие ребенка. Она направлена помогать разбираться и правильно поступать в сложных жизненных ситуациях. А сказка для этого выбрана потому, что малыш еще не обладает собственным жизненным опытом, и она является своеобразным кладезем жизненных ситуаций, с которыми в процессе взросления ему придется сталкиваться. Вымышленные истории подсказывают ему, как поступать следует, а как – нет, демонстрируют многие жизненные проблемы, предлагая и способы их решения. У большинства сказок смысл намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
 
Сказкотерапия для детей имеет три направления:
 
- диагностирующее;
- воздействующее;
- развивающее.
 

Соответствие выбранной сказки возрасту ребенка

 
Чтобы сказочная история имела благотворный эффект, следует правильно с ней работать.
 
Во-первых, она должна соответствовать по смыслу возрасту ребенка. Необходимо дать понять малышу, что существует отличная от настоящей – сказочная реальность. Совсем маленьким, до 3-летнего возраста, надо рассказывать простые сказки, героями которых являются любимые животные, и в основе которых лежат повторяемые сюжетные ходы, раз от раза набирающие «оборот». А чтобы малыш лучше понял происходящее, нужно иллюстрировать сказку картинками, или, что еще лучше, разыграть ее по ролям с кем-то из более старших.
 
После 3 лет дети готовы воспринимать волшебные сказки (Братьев Гримм, Шарля Перро, Андерсена). Правда, по-прежнему остаются любимыми в роли персонажей животные. Потому лучше именно через такие истории передавать жизненный опыт.
 
Для детей более старшего возраста, начиная с 6 лет, доступно понимание всего многообразия литературного мира, и они готовы к усвоению символического содержания практически любой сказки. Главное теперь – определить, что в каких случаях лучше читать. Для подростков более всего подходят мифы и притчи, положительно влияющие на формирование их сознания.
 
Благодаря использованию сказки, можно разобраться со многими психологическими проблемами. Но необходимо быть готовыми к тому, что она не является чудодейственным лекарством, помогающим за один прием. Сказкотерапия представляет собой долгую и упорную работу, эффект от которой станет заметен только со временем. Но он обязательно будет! Поэтому читайте своим деткам сказки, придумывайте их сами, или вместе с малышами, и Вы увидите, насколько такой метод более результативен, чем всевозможные поучения и нравоучительные наставления.